Купил кредитный автомобиль: что делать?

08.07.2014

Почти всегда, задумываясь над покупкой автомобиля, следует смотреть в сторону автосалонов и новых машин. Но это «следует» слишком теоретическое, чтобы успешно всенепременно реализовываться. На практике мы руководствуемся толщиной своего кошелька, который часто не настолько толст, чтобы не подтолкнуть нас объявиться на рынке подержанных авто. Отсутствие средств, огромный выбор и манящие цены бэушных автомобилей – слишком весомые факторы, чтобы делать ставку на автосалонные «колёса». И вот уже мы, толкаемые стремлением поскорее обхватить баранку и влекомые явно выигрышной ценой, становимся обладателями подержанного транспортного средства.

Вы приобрели залоговое ТС: не паникуйте

Казалось бы, всё прекрасно, мечты стали явью, партия разыграна – шах и мат продавцу и хозяевам салонов. Но вдруг выясняется, не такие уж мы и «шахматисты» — через несколько недель приходит бумажка, в которой читается приговор: автомобиль кредитный, банк «просит» вернуть залог. Это вовсе не кошмарный сон, тем более приснившийся кому-то там. Это повседневная реальность, через которую прошли уже тысячи обманутых граждан. Ежедневно подобный сценарий реализуется по всей России. И продолжит реализовываться до тех пор, пока государство не обеспечит серьёзную законодательную подоплеку иному, благоприятному для покупателей бу авто, развитию событий.

Но вам, человеку, который купил кредитный автомобиль, малоинтересно, что будет в будущем. Вам важно понять, что делать сейчас с транспортным средством. Вопрос сложный. Можно понять и вас, однако и в положение банка войти можно. Соломоновым решением было бы изначально вносить в единый реестр все залоговые авто (и такой реестр уже существует, но о нём позже), но опять-таки, вам уже не до этого. Не менее мудрым решением было бы найти и наказать хитрого дельца, в частности, взыскать с него сумму, причитающуюся банку. Иногда так вот мудро судебная система и поступает. Но только иногда.

Что делать, если купили кредитный автомобиль

Итак, понимая, что вы не «каспаров», а в судах сидят отнюдь не «соломоны», что вам следует предпринять?

Первым делом, попытайтесь разыскать продавца. Это, конечно, дело скорее всего, гиблое, но кто знает. Вдруг бывший автовладелец вашими кровными рассчитывает погасить кредитные обязательства. Звучит фантастически, но бывает всякое. Возможно, продавец, исходя из каких-то своих, совсем не криминальных, соображений, не признался вам в кредитной истории авто. Может, опасался, что, всплыви информация о залоге, покупателя ему будет найти намного труднее. А может, имеются другие причины не распространяться. В любом случае, поиск продавца – это первый шаг в стремлении решить проблему кредитного авто. И не нужно им пренебрегать, опираясь на некие, пусть и часто оправданные, стереотипы.

Если вас действительно обманули, вам – только в суд. Тут нужно оговориться: информация о кредите может прийти не только из банка, но и из других источников, причём раньше, чем о незаконной сделке узнает банк. Если информация пришла по другим каналам, не спешите светиться. Не надо стремглав обращаться в официальные инстанции. В этом случае вы почти гарантированно станете откатавшим своё. Дождитесь, пока банк или другая кредитная организация сделают сами первый шаг.  Хотя эта точка зрения не единственная. Некоторые юристы советуют противоположное – играть на опережение, и, узнав о кредите, первыми обращаться в суд.

Однако, шансы остаться на колёсах, на наш взгляд, такая стратегия не увеличивает. При этом, вы уже завтра можете начать передвигаться пешком. Если же вы предоставляете банку сделать первый ход, скорее всего, пользоваться машиной вы сможете дольше. Вы, наверное, заметили, что в тексте прослеживается довольно пессимистическая для автовладельца нотка. Действительно, пусть вы никого и не обманывали, шансов остаться за рулём гораздо меньше, чем вернуть банку его имущество. Таково наше законодательство.

Согласно ст.353 ГК РФ право залога не теряет свою силу, и вы становитесь правопреемником залогодателя, то есть, продавца. Таким образом, банк сохраняет за собой право владения «вашим» автомобилем.

Однако, законы наши неоднозначны, и вы, пытаясь сохранить имущество, можете, в свою очередь, опираться на ст.347. Она тоже охватывает права залогодержателя, но есть нюанс. Так, в ней говорится, что

залогодержатель имеет право истребовать, в нашем случае авто, из чужого незаконного владения. Заметьте, именно «владения», но не отчуждения. Другими словами, согласно статье, банк имел бы право вернуть имущество, если бы вы незаконно завладели «движимостью»: не заключили купле-продажный договор, использовали подложный паспорт и др. Если же с вашей стороны всё было чисто, вы можете подавать встречный иск. Вполне возможно, суд «подарит» вам ТС.

Это всё справедливо в том случае, если вы являетесь первым покупателем заложенного авто. Если ТС поменяло несколько владельцев, шансов не отдать покупку почти не остаётся. Хотя и в этом случае, разумеется, нужно рассчитывать на лучшее, и обязательно подавать встречный иск.

Профилактика эффективнее лечения

Как видите, профилактика гораздо предпочтительнее «употребления пилюль». Поэтому, покупая подержанное авто, нужно стараться всеми возможными способами выяснить его историю. По идее, сегодня уже совсем несложно это сделать, так как создана единая база залоговых ТС. Но она, в силу недоработок, не гарантирует достоверной информации. Из этого следует, что до сих пор нужно действовать старыми методами:


  • Проверять документы на ТС, особенно ПТС.
  • Осматривать автомобиль (на предмет накруток пробега, отсутствия доп. оборудования и т.д.).
  • Проверять платёжные документы.
  • Выяснять количество владельцев.

Эти методы подробно рассматриваются в других статьях, но если оказия уже произошла, не расстраивайтесь. Вы уже знаете, что делать, если купили кредитный автомобиль.

Нужны деньги? Вот горячие предложения!

Читайте так же

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.